«Доктор, который ничего не знает»
По мотивам книги «Требования
для программного обеспечения:
рекомендации по сбору и
документированию»
Начну с того что любая книга - это труд. Поэтому огромное
спасибо Илье Корнипаеву за проделанную работу. Приобретая книгу, Вы получаете
издание 2013 года, в мягком переплете, размером 148 x 210 мм, весом около
168 грамм.
И вот она в руках. Хочется подтвердить слова автора, что
для меня это удачный формат книги. Небольшая, белого цвета и главное удобная
для прочтения в дороге.
Книга дает советы и рекомендации. Советы тем, кто только
поднимается в гору аналитики, и рекомендации тем, кто стратегически размышляет
и думает. На 118 страницах текста дается описание того, что в большой
аналитической науке охватывает несколько областей знаний (об областях знаний
см. BABOK).
В книге целенаправленно не приводятся термины со ссылкой на "умный
трактат", при этом на доступном уровне раскрываются определения, которыми часто
пользуется специалист в данной области. Книга состоит из 4-х основных глав, в
которых последовательно дается изложение простого на понятийном уровне, но
непростого в практической плоскости, процесса получения удовольствия от
проекта. В данном случае под проектом понимается деятельность, направленная на
получение удовлетворительного для заинтересованных сторон результата.
С первых страниц постепенно погружаешься в недра и
особенности работы аналитика, в процессе разработки требований. При этом данное погружение происходит
незаметно. Принято считать, что человек в среднем запоминает 7 объектов. В
книге сначала в лоб дается 7 простых истин, а далее число 7 превращается в 2
области. И как говориться, одна мало, три много, а две в самый раз. Данные
области легко запоминаются, но нелегко реализуются. Поэтому не спешите прыгать
из области проблем в области решений, прежде всего, подумайте. А подумав,
доведите ваши предложения до проектной команды.
Для чего все это нужно? Книга дает ответ и на этот
вопрос: управляй ожиданиями Заказчика. Т.е. с первых моментов взаимодействия с
Заказчиком, если есть такая возможность, формируйте согласованное понимание
того что будет сделано за какие сроки, и
за какой бюджет. При этом сформировав представление, помните о том, что приоритеты
могут измениться.
Что или кто же может менять приоритеты? Ответ:
заинтересованные стороны. При этом работа аналитика, участвующего в разработке
ПО, выявить эти стороны и попытаться "спроектировать будущее",
сохраняя свою "независимость". Каждая сторона может выдвигать свои
пожелания, т.е. быть источником требований.
Стороны-источники условно разделены на 4 группы: люди,
документы, системы, новые технологии. С каждым из источников надо работать.
Как, кого и что выбрать или на что уделить внимание, какие методы использовать
- все это можно почерпнуть из книги.
Люди бывают разные, со своими знаниями и умениями. Вроде
ничего не значащие слова, но и из данного подхода аналитик может почерпнуть
выгоду для проекта, а руководитель на первоначальном уровне оценить проектную
команд. Как не странно, но с людьми надо общаться, т.е. коммуницировать. И это
одна из основных задач аналитика. Общий
подход к решению задач по коммуникации заключается в выполнении нескольких
шагов: подготовка, проведение, заключение. Т.е. как бы это громко не звучало,
нужен простой, но в тоже время комплексный подход при общении.
Также при работе с источниками необходимо помнить, а
самое главное не забыть спросить про смежные системы и документы.
Вопросы заданы, информация собрана, можно и на печке
полежать. А не тут то было. Встаем и начинаем работать с собранными
требованиями. Основная цель работы это в структурированном виде представить
собранные знания, при этом, не забыв подстелить себе соломку, а лучше
перину. Т.е. соблюсти баланс "удобство
чтения - удобство работы".
Структурировать можно по-разному. Один из способов это
сформировать документ. Помните, театр начинается с вешалки, а документ с
введения. И в этом, на первый взгляд не
важном месте в документе, надо по возможности кратко раскрыть, зачем и для кого
представлена информация, и что можно узнать из документа. Уважая чужое время
желательно в начале документа также разместить и полезную информацию (о
полезной информации более подробно в третьей главе книги). Кроме введения также
важны и структура, и сам текст документа. Основной совет: ориентируйтесь на
культуру организации, в которой Вы работаете или используйте шаблоны,
приведенные в книге. Лаконичность и четкость изложения, вот те подходы, к
которым надо стремиться.
Структурировав, надо решить, а что же делать? Т.е.
определить этапность и очередь работ. Важность и приоритет помогут в решении
задачи оценки требований.
Не ошибается тот, кто ничего не делает. Поэтому сделав,
проверь. Собрав требования, выполни проверку текста каждого требований,
отвлекись от своего творения и заново выполни проверку законченного набора
требований. Не пугайтесь, всего две проверки, а может и три или больше, как
пойдет.
Вот и законченно погружение, пора всплывать. Точнее
подвести итоги и ознакомиться со списком литературы на 117 странице. Если будет
желание, почитайте, иногда полезно.
Подводя итог, делаешь однозначный вывод - книга полезна, тем,
кто еще не дошел до четвёртого уровня знаний и умений.
Используя сведения указанные в книге кроме расширения
своих знаний, можно попытаться совместить области знаний и необходимые к
прочтению книги. А то и решиться на выпуск многотомного издания, или других
частей в качестве продолжения книги.
Здравствуйте! Спасибо, за описание книги!Будучи аналитиком, интересуюсь подобной литературой. Обязательнт прочту!
ОтветитьУдалитьКнига полезная, так что читайте.
ОтветитьУдалить